Комментарий к статье 920. Порядок введения в действие настоящего Кодекса Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Кодекса:
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 115, 116; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 17, ст. 136; № 19, ст. 145; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11, 13, 14, 16; № 3, ст. 21, 22, 25, 26, 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35, 36; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 12, ст. 84, 85; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 93, 94; № 15, ст. 97; № 20, ст. 121; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 10, 11, 13; № 4, ст. 21; № 7, ст. 36; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 10-11, ст. 54, 56; № 13, ст. 62, 63, 64; № 14, ст. 72, 74, 75; № 15, ст. 77, 78, 79, 81, 82; № 16, ст. 83; № 23-24, ст. 116; 2014 г., № 1, ст. 6, 9; № 2, ст. 10, 11; № 3, ст. 21; № 4-5, ст. 24; № 7, ст. 37; № 8, ст. 44, 46, 49; Закон Республики Казахстан от 10 июня 2014 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 14 июня 2014 г.).
2. Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2015 года, за исключением:
1) подпунктов 4) и 8) части пятой статьи 281, которые вводятся в действие:
для производителей нефтепродуктов – с 1 января 2017 года;
для оптовых поставщиков нефтепродуктов, импортеров, розничных реализаторов нефтепродуктов, поставщиков нефти:
с 1 января 2019 года – для автозаправочных станций, расположенных на территориях столицы, городов республиканского, областного и районного значения;
с 1 января 2021 года – для автозаправочных станций, не указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта;
2) подпункта 6) части третьей статьи 282, который вводится в действие с 1 января 2016 года.
Под порядком введения в действие нормативного правового акта понимается процесс придания ему юридической силы. Для этого устанавливаются сроки введения, устанавливается территория распространения его действия и относимость к субъектам правоотношений. При этом порядок введения в действие может определяться самим нормативным правовым актом; как правило, такой порядок регулируется заключительной статьей закона, иного нормативного акта.
Комментируемая статья является заключительной в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях. Она определяет порядок ввода в действие Кодекса, а также отменяет КоАП, действовавший до принятия настоящего Кодекса.
Обновление законодательства об административных правонарушениях было обусловлено необходимостью приведения его норм в соответствие с требованиями, очерченными Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Так, в Концепции отмечено, что: "законодательство об административных правонарушениях должно быть максимально направлено на восстановление нарушенных прав, предупреждение правовых конфликтов в обществе административно-правовыми мерами. При этом при формировании административно-правовых санкций должен неукоснительно соблюдаться принцип их соразмерности степени общественной опасности и характеру правонарушения.
Следует выработать четкую концепцию разграничения полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. При этом обновленное законодательство об административных правонарушениях должно быть простым и эффективным в применении и направлено на преимущественно внесудебную защиту от посягательств на права и законные интересы.
Для административно-деликтного права являются злободневными вопросы более четкого определения круга правоотношений, охраняемых административно-деликтным законодательством и соответственно более четкого разграничения между административно-правовыми и уголовно-правовыми санкциями".
Действовавшее до принятия нового КоАП законодательство об административных правонарушениях обросло рядом существенных недостатков. Так, Сарпеков Р.К. подробно охарактеризовал КоАП 2001 года следующим образом: "действующий КоАП стал вызывать негативную оценку с точки зрения адекватности государственного реагирования на правонарушения, не представляющие большой общественной опасности, защиты граждан и юридических лиц. О серьезных проблемах КоАП свидетельствуют многочисленные поправки. С момента введения его в действие в 2001 году принято более 70 законов, вносящих изменения и дополнения в него. Понятно, что административное законодательство, включая законодательство об административных правонарушениях, очень динамично, но такое громадное количество изменений и дополнений как концептуального, так и частного характера, все равно, трудно объяснимо.
Одной из характеристик КоАП является его большая репрессивность по сравнению с ранее действующим актом: размеры взысканий увеличились в десятки раз, появились новые и очень серьезные меры взыскания. Причем с каждым годом тенденция репрессивности Кодекса усиливается.
Решение вопроса несоответствия казахстанского законодательства об административных правонарушениях международным правозащитным стандартам и необходимость его кардинального пересмотра считается актуальным.
Как уже сказано, одним из недостатков КоАП является большое количество изменений и дополнений, уследить за которыми трудно даже специалисту. Подобная практика дает преимущества государственным органам, инициирующим эти нормы. Учитывая слаборазвитую систему распространения правовой информации, отсутствие прозрачности в обсуждении поправок, граждане и представители организаций могут даже не догадываться о введении новых составов проступков или усилении санкций, которые неизбежно наступают сразу после введения их в действие. Существует еще и "технический" момент: принципиальные нормы, часто рассредоточенные среди огромного количества статей и проходят незаметными для широкого круга граждан и организаций.
Другой проблемой является отсылочность многих статей КоАП. Конкретные составы правонарушений, предусматривающие административную ответственность, содержатся в подзаконных актах. Таким образом, лица, подозреваемые в совершении неправомерных действий, часто даже не имеют возможности проверить, совершали ли они в действительности правонарушения. А у государственных органов появляется возможность манипулирования различными актами.
Также КоАП содержит нормы, создающие волокиту в результате формализма и ограничения судьи при изменении квалификации совершенного правонарушения, как при подготовке дела к рассмотрению, так и при рассмотрении по существу".
Пришедший на смену старому КоАП и призванный разрешить накопившиеся в нем проблемы новый КоАП был принят 5 июля 2014 года.
Часть 1 комментируемой статьи признает утратившим силу КоАП от 30 января 2001 года, с момента введения в действие нового КоАП, в ч. 2 этой статьи законодатель определяет этот момент 1 января 2015 года. То есть Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года действовал во времени до 31 декабря 2014 года.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона РК "О правовых актах", в случае признания утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты нижестоящего уровня, принятые для его реализации.
Данное требование также распространяется на случаи, когда из нормативного правового акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы права, для реализации которых приняты нормативные правовые акты нижестоящего уровня.
Нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия. То есть называется нормативный правовой акт, утративший силу, а далее перечисляются все законы, которые вносили изменения и дополнения в первоначальный акт.
Такой порядок признания законодательного акта утратившим силу также определен в п. 4 ст. 27 вышеназванного закона, который гласит: "Перечень нормативных правовых актов или их структурных элементов, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, должен содержаться либо в самом нормативном правовом акте или в акте о порядке введения его в действие".
Часть 2 исследуемой статьи вводит в действие новый КоАП с 1 января 2015 года. Такая норма необходима во исполнение требования п. 8 ст. 42 Закона РК "О правовых актах": "Во всех нормативных правовых актах должен быть указан срок введения их в действие…". Данное положение Закона устанавливает общее правило для всех нормативных правовых актов. Обязательным требованием при подготовке проекта нормативного правового акта (законодательного или подзаконного) является указание в заключительной статье срока введения в действие.
Также во второй части комментируемой статьи указаны статьи, части и подпункты статей настоящего кодекса, срок введения в действие которых отложен до определенного времени.
К этим исключениям законодатель относит:
1) подпункты 4) и 8) ч. 5 ст. 281, которые вводятся в действие:
для производителей нефтепродуктов – с 1 января 2017 года;
для оптовых поставщиков нефтепродуктов, импортеров, розничных реализаторов нефтепродуктов, поставщиков нефти:
с 1 января 2019 года – для автозаправочных станций, расположенных на территориях столицы, городов республиканского, областного и районного значения;
с 1 января 2021 года – для автозаправочных станций, не указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта;
2) пп. 6) ч. 3 ст. 282, который вводится в действие с 1 января 2016 года.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Закона РК "О правовых актах", в нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных разделов, подразделов, параграфов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом.
Указанным пунктом Закона делается весьма важное исключение, позволяющее в необходимых случаях в нормативных правовых актах или актах о введении их в действие указывать иные сроки введения в действие отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом.
В условиях становления рыночных отношений, динамично меняющихся международных соглашений принятое в данном пункте положение о возможности установления иных сроков введения в действие отдельных структурных элементов позволяет государственным органам, субъектам бизнеса и другим заинтересованным лицам подготовиться, привести документы, оборудование к вводящим новым требованиям и стандартам, устанавливаемые в нормативном правовом акте.
По первому подпункту комментируемой части ст. 920 КоАП, такая отсрочка связана с необходимостью установки контрольных приборов учета нефтепродуктов производителями, поставщиками, импортерами, розничными реализаторами нефтепродуктов, а также автозаправочными станциями.
В соответствии с пп.4) ст.1 Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", контрольные приборы учета (далее КПУ) – технические устройства, определяющие количественные и качественные характеристики нефтепродуктов, предназначенные для ведения учета с целью последующей передачи в режиме реального времени через оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов посредством автоматизированной системы информации об объемах производства и (или) оборота нефтепродуктов, установленные на производственных объектах производителей нефтепродуктов и на автозаправочных станциях (кроме автозаправочных станций передвижного типа), допущенные к применению в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений.
Установка КПУ требует дополнительного времени и средств, нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы в указанный срок должны пройти всю процедуру установки КПУ, включающую разработку рабочего проекта, который, в свою очередь, должен пройти государственную экспертизу, поскольку данные объекты относятся к повышенной опасности; отбор подрядчиков, строительно-монтажные работы, разработку и установку программного обеспечения.
Установка КПУ позволит упростить вопросы контроля над оборотом нефтепродуктов, налогообложения, ценообразования и снизить риски дефицита ГСМ на рынке Казахстана.
По второму подпункту отсрочка применения нормы связана с приобретением приборов, определяющих элементы защиты учетно-контрольных марок алкогольной продукции.
В соответствии с пп. 7) ст. 1 Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", контрольные приборы учета – приборы, оснащенные источниками бесперебойного питания электроэнергией, обеспечивающие автоматизированную передачу через оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции уполномоченному органу и его территориальным подразделениям в режиме реального времени данных об объемах производства этилового спирта и алкогольной продукции, концентрации в ней этилового спирта (кроме вина, пива и пивных напитков), остатках этилового спирта (кроме пива и пивных напитков) и идентификации учетно-контрольных марок произведенной алкогольной продукции, подлежащей маркировке учетно-контрольными марками.
Данные исключения по введению в действие КоАП нашли свое отражение в части 2 комментируемой статьи, во исполнение п. 5 ст. 19 Закона РК "О правовых актах", который гласит - Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъектам частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми законами Республики Казахстан требованиями.
Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства.
Также необходимо отметить, в соответствии с пп. 1) ч. 1 ст. 35 Закона РК "О правовых актах", Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях подписывает Президент Республики Казахстан.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда